Правила бильярда

1. БИЛЬЯРДНЫЕ СТОЛЫ, ШАРЫ И АКСЕССУАРЫ.
Все бильярдные игры должны проводиться с использованием бильярдных столов, шаров и аксессуаров, отвечающих требованиям Всероссийской федерации бильярдного спорта.

2. РАССТАНОВКА ШАРОВ.

Перед началом игры пятнадцать прицельных шаров с помощью треугольника устанавливают вплотную друг к другу в форме пирамиды с вершиной на задней отметке и основанием параллельно короткому борту.

3. УДАР ПО БИТКУ.
Удар по битку должен производиться передней частью наклейки кия в направлении его продольной оси, при этом, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола. Выполнение удара каким-либо иным способом наказывается фолом.

4. РОЗЫГРЫШ НАЧАЛЬНОГО УДАРА.
Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола, игроки одновременно производят удары с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает тот игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему.
Розыгрыш считается автоматически проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт. Если правила нарушили оба соперника, или оба битка остановились на одном расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется.
Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.
В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней, решающей партией розыгрыш повторяется заново.

5. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (С РУКИ ИЗ ДОМА).
При выполнении этого удара запрещается выносить корпус за продолжение внешней стороны длинного борта, а также располагать биток за линией дома. Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия.
При игре с руки шары, сыгранные в противоположные угловые, а также упавшие в результате этого удара в другие лузы, засчитываются.
Удар с руки из дома производится также и в других, оговоренных настоящими правилами случаях: биток упал в лузу или выскочил за борт ("Русская пирамида", "Московская пирамида"), при этом наносить удар разрешается лишь по шарам, расположенным вне дома.
Если все прицельные шары располагаются в доме, то удар производится с противоположной стороны стола, которая в этом случае служит временным домом, ограниченным задней линией.

6. СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Шары считаются сыгранными (забитыми), если они в результате правильного удара падают в лузы. Шар, отразившийся от лузы на игровую поверхность стола, остается в игре.
Прицельный шар, упавший в лузу в результате преднамеренного скатывания его по борту, не засчитывается и выставляется в соответствии с правилами конкретной игры, при этом штраф не налагается.

7. ВЫСКОЧИВШИЕ ШАРЫ.
Выскочившими за борт считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.д.). Шар остается в игре, если он, ударившись о какую-либо стационарную бильярдную принадлежность (верхнюю часть борта, скобу лузы,осветительный прибор и т.п.), самостоятельно возвращается на игровую поверхность. Если же шар задевает за пределами стола какой-либо иной объект (кий, мел, одежду и т.п.), то он считается выскочившим даже в том случае, если он после этого вновь возвращается на игровую поверхность.
Выскочившие прицельные шары выставляются после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются.
Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, а забитые шары не засчитываются. При игре в "Американку" биток выставляется на общих основаниях. При игре в "Московскую" и "Русскую пирамиду" вступающий в игру соперник производит удар битком с руки из дома.

8. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ.
Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются всоответствии с правилами каждой конкретной игры.
Все выставленные шары считаются прицельными.

9. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРА.
Положение шара определяется положением его центра. Шар, стоящий в точности на линии дома, считается расположенным вне дома.

10. НАЧАЛО И ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА.
Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с биткоми завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

11. УДАР ПО БЛИЗКО СТОЯЩЕМУ ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ.
Удар по близко стоящему прицельному шару (отстоящему не более, чем на 1/2 радиуса шара), а так же, расположенному вплотную к битку, должен выполняться на резке под углом 45 градусов, и более в сторону от линии центров, либо таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте, откатился назад или ушел в сторону, не пересекая линии штрафной зоны.
За выполнение неправильного удара игрок штрафуется.

12. ВСТУПЛЕНИЕ В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Соперник вступает в игру после того, как в результате предыдущего удара не был сыгран ни один шар либо имело место нарушение правил.

13. ЗАВИСШИЕ ШАРЫ.
Если шар, зависший над лузой в положении неустойчивого равновесия, остается неподвижным в течение пяти секунд и более после завершения удара, а затем падает в лузу, то судья восстанавливает его на прежнее место и игра продолжается. Так же поступают и в том случае, если зависший шар падает в лузу после явного толчка или сотрясения бильярдного стола.
Если же зависший шар падает в лузу до истечения пяти секунд после завершения удара, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара, и игра продолжается на общих основаниях.
Если игрок производит удар битком по зависшему прицельному шару, а последний до соударения падает в лузу, то судья восстанавливает исходную позицию и удар повторяется, при этом штраф не налагается.

14. ШТРАФЫ.
а) если биток при ударе не коснулся ни одного из прицельных шаров;
б) если после удара биток выскочил за борт;
в) если произведен очередной удар до завершения предыдущего удара;
г) если при выполнении удара по битку ни одна из ног играющего не касается пола;
д) при касании любого шара на игровой поверхности стола до, во время или после удара - кием, машинкой, рукой, одеждой ит.п.;
е) за выполнение неправильного удара по битку;
ж) при неправильном ударе по близко стоящему прицельному шару;
з) при выполнении удара пропихом по прицельному шару, отстоящему от битка более чем на 1/2 радиуса шара, когда игрок чрезмерно затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и играемый прицельный шар;
и) при двойном ударе, когда наклейка кия касается битка дважды;
к) за выполнение удара нажимом, когда биток выжимает прицельный шар от борта;
л) если при ударе с руки из дома биток задевает какой-либо в доме прицельный шар;
м) при нанесении удара не битком ("Русская пирамида" и "Московская пирамида");
н) при падении битка в лузу ("Русская пирамида");
о) при неправильном отыгрыше ("Американка");
п) если при ударе с руки из дома игрок, несмотря на предупреждение судьи, выносит биток за линию дома, выносит корпус за продолжение внешней стороны длинного борта или производит удар с противоположной стороны стола;
р) при вмешательстве в игру соперника.
Если при выполнении одного удара совершено несколько нарушений правил, то штраф взимается в одинарном размере. Шары, забитые с нарушениями правил, не засчитываются и выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

15. "ГЛУХАЯ" ПОЗИЦИЯ.
Если шары сгруппировались возле одной из луз, и при этом, луза оказалась блокированной, а так же в иных случаях, когда после продолжительной серии отыгрышей позиция на столе принципиально не изменяется, что ведет к неоправданному затягиванию игры, то судья после предупреждения игроков имеет право расставить оставшиеся на столе прицельные шары в форме пирамиды (укороченной пирамиды) с вершиной на задней отметке, право последующего удара определяется розыгрышем, игра продолжается с руки из дома.

16. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПОСТОРОННЕГО.
Если во время игры шары приходят в движение в результате вмешательства какого-либо постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то судья восстанавливает исходную позицию, и удар повторяется, при этом штраф не налагается. Так же поступают и при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств: порыв ветра, падение осветительного прибора, авария, поломка и т.п.
Если посторонний вмешивается в игру умышленно, то игра приостанавливается до тех пор, пока он не покинет место проведения соревнований.

17. ВМЕШАТЕЛЬСТВО СОПЕРНИКА.
Если соперник играющего коснется, сместит или остановит какой-либо шар, движущийся в сторону лузы, то шар считается сыгранным и играющий производит последующий удар.
Вмешательством считаются также любые действия соперника, направленные на отвлечение внимания играющего и на создание ему помех при выполнении удара. Если же соперник вмешивается в игру умышленно, то судья использует следующие меры воздействия:
• замечание; • предупреждение; • зачтение поражения; • дисквалификация.

18. УМЫШЛЕННОЕ ЗАТЯГИВАНИЕ ИГРЫ.
Если играющий, по мнению судьи, умышленно затягивает игру, то судья после предупреждения имеет право ввести одноминутное временное ограничение на подготовку и выполнение удара.

19. ПРОТЕСТ.
Протест по поводу интерпретации правил судьей должен быть заявлен до нанесения любого последующего удара. Игра при этом приостанавливается. И окончательное решение принимает главный судья соревнования. Вопрос о том, имело ли место то или иное игровое событие, является прерогативой судьи у стола и не может быть предметом протеста.